Постановление 2
Советы родителям
Не секрет, что успешность экзамена во многом зависит от настроения и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовится к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей
- Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребёнок в силу возрастных особенностей может не справится со своими эмоциями и «сорваться»
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням
- Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов
- Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребёнок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен
- Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе
- Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок
- Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга
- Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться
Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему подходящие условия для занятий
Советы учащимся
При подготовке к экзамену:
- Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи учебники, пособия, тетради, и т.д.
- Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета
- Составьте план занятий. Для начала определите, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь» а какие именно разделы и темы
- Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ
- Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2 минут)
- Готовясь к экзамену, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием
- Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы
Перед началом тестирования
В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы).
Будьте внимательны!!! От того, как вы внимательно заполните все эти правила, зависит правильность ваших ответов!
Во время тестирования:
- Пробегите глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся
- Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл
- Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с лёгкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут занять долгие раздумья
- Научитесь пропускать трудные и непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми вы обязательно справитесь
- Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте всё, что было в предыдущем. Помните, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применив одном, решённом вами, как правило не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание
- Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключить те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание на одном-двух вариантах, а не на всех
- Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки
Советы учителям
Учителям, помня, о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу»
следует активно вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 классы практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.
Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции текстовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки само регуляции и самоконтроля.
При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряжённых, как сдача ЕГЭ.
Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но ипозволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Приёмы совладания с экзаменационной тревожностью
- Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса ля школьников, сдающих ЕГЭ, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги – члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.
Для того, чтобы снизить тревогу школьниокв, связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов экзаменационной комиссии на встречу со школьниками. Цель этой встречи – демонстрация приглашёнными педагогами доброжелательного отношения к детям, готовности к пониманию и поддержке их в предстоящем испытании.
- Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».
- Разговор с самим собой. Часто школьников пугает неопределённость предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того, чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзаменов, можно порекомендовать им поговорить с самим собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?
- Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:
- Встать утром и выслушать мамины указания;
- Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене;
- Поездка на место проведения экзамена;
- Рассаживание по местам;
- Получение тестовых бланков;
- Заполнение бланков – титульных листов;
- Решение заданий…
После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно ещё более детализировать шаги.